Как и для чего установлено Таинство Причащения?

«Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Мф. 26:27-28). Тогда же апостолам, а в их лице и всем верующим Спаситель дал заповедь совер­шать это Таинство до скончания мира в воспоминание Его страданий, смерти и Воскресения для единения с Ним верующих. Он сказал: «Сие творите в Мое воспоминание» (Лк. 22:19).

Как подготовиться к причащению Святых Христовых Тайн?

В таинстве Евхаристии Христос своей Божественной Благодатью входит в сердце человека, как будто сходит во ад, и наводит там порядок, очищает от грехов. Но для участия в этом таинстве христианин должен очистить себя покаянием и исповедью.

Своим покаянием человек не сам себя очищает, но просит об этом Господа, который преображает недостойное в достойное. Главное — это осознать свои грехи, иметь желание очиститься и обратиться к Спасителю за помощью и прощением.

Как говорит апостол Павел: Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек (1Кор.11;27-28). Но так как для человека невозможно стать достойным принятия Святых Даров Христа, то «достоинство» здесь определяется сознанием своего недостоинства, своей греховности. То есть степень достоинства определяется степенью смирения.

Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

В феврале 2015 года Архиерейское совещание Русской православной церкви приняло новый документ «Об участии верных в Евхаристии», где говорится о подготовке верных к великому таинству.

Пастырям предлагают не подменять любовь ко Христу законничеством. Каждому человеку надо предлагать такие подвиги, которые соотносятся с его духовным возрастом, опытностью, состоянием здоровья, внешними попечениями и др.

Если человек приобщается каждую неделю и соблюдает все церковные посты (многодневные и однодневные), то духовник может разрешить ему не поститься дополнительно перед таинством. А необходимое правило — Последование ко святому причащению. По желанию можно прочитать и другие каноны. Исповедоваться можно по необходимости, но благословение на участие в таинстве нужно брать у духовника.

Если человек приобщается редко, то ему нужно соблюсти телесный и духовный пост (говение) несколько дней (1 — 4 дня). Ум не должен развлекаться и рассеиваться. Каждый день можно читать по одному канону: Покаянный, к Богородице, Ангелу Хранителю. Утренние и вечерние правила можно читать полностью. Ходить на все Богослужения. Хорошо почитать или послушать (в записи) Евангелие, святых отцов, псалтирь.

Вечером можно почитать канон из последования ко святому причащению, а утром — остальную часть последования. А можно прочитать все вместе вечером или утром перед службой. Обязательно надо поисповедоваться в таинстве исповеди (покаяния), лучше на вечерне. Как готовиться к исповеди, см. статью «Исповедь».

Обязательным для всех остается евхаристический пост: после полуночи перед Богослужением ничего не пить, не есть, не курить; супружеское ложе необходимо освятить воздержанием. В женской нечистоте (и в мужской тоже) в таинстве участвовать нельзя (кроме предсмертных или болезненных состояний). Нужно побывать на вечерней службе и не опаздывать на литургию. Сама литургия является хорошей подготовкой к причастию, если внимательно все слушать и молиться.

Частота причащения

Частота у каждого человека может быть индивидуальной. Святитель Феофан Затворник говорил: один раз или два раза в месяц, но и против более частого приобщения ничего не имел.

Преп. Никон Оптинский говорил: что лучше — часто или редко причащаться Тела и Крови Христа, трудно сказать. Мытарь Закхей принял с радостью в свой дом дорогого Гостя и хорошо сделал. Сотник сознавал себя недостойным и, по смирению, не решился принять Господа в свой дом, и тоже хорошо поступил. Хотя поступки их противоположны, но по своему побуждению одинаковы. И в глазах Иисуса Христа они оказались равно достойными. Суть в том, чтобы достойно приготовиться к этому великому таинству.

Евангельским аналогом Евхаристии является притча о брачном пире (Мф.22;1-14). Царь (Бог Отец) устроил брачный пир для своего сына (Иисуса) и позвал званных гостей (иудейских первосвященников и фарисеев).

причастие в церкви

Но они дух веры утратили, сохранив только внешние ритуалы, и поэтому отказались прийти по разным суетным причинам: кто пошел на поле свое, кто — на свою торговлю, а кто и убил посланных рабов (пророков и апостолов). Разгневавшись, царь послал войска истребить их и разрушить их город.

Тогда царь распорядился позвать всех, найденных на дорогах и распутьях (язычников), и злых, и добрых: «Тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир» (Христос своими страданиями, смертью и воскресением приготовил нам вечные обители). И пир наполнился возлежащими. (Так же и нас Господь примет всех, кто откликнулся на Его зов, лишь бы мы хотели быть со Христом).

Но царь захотел посмотреть на гостей и увидел человека не в брачной одежде и говорит: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде?» Но тот молчал. Тогда царь велел связать его и бросить во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов.

Раньше, на востоке, когда царь созывал гостей на пир, он готовил для них праздничные одежды. А если кто не соглашался надеть эту одежду, то этим оскорблял царя. Это значит, что мы, нищие и калеки, не сможем сами соткать себе брачную одежду, достойную Небесной трапезы. Поэтому будем верить и просить Спасителя, чтобы Он помог нам совлечь с себя ветхую одежду и облачиться в праздничную, чтобы нас не прогнали с царской трапезы и не бросили во тьму.

Званные — это все крещенные. А избранные — спасаемые, то есть считающие себя погибающими (или тонущими), которым нужен Спаситель. Погибающие взывают к Христу о спасении: молятся, смиряются, каются. Христос очищает их сердце, обновляет их дух и надевает на них брачные одежды. А потом угощает их своими Святыми Дарами.

–           Желающий причаститься должен иметь сердечное покаяние, смирение, твердое намерение исправиться. К Таинству Причащения готовятся несколько дней. В эти дни готовятся к Исповеди, стараются больше и усерднее молиться дома, воздерживаются от увеселений и праздного времяпрепровождения. С молитвой соединяют пост – теле­сное воздержание от скоромной пищи и супружеских отношений.

Накануне дня Причащения или утром до Литургии надо исповедо­ваться, быть на вечернем богослужении. После полуночи не есть, не пить.

Продолжительность подготовки, мера поста и молитвенно­го правила оговариваются со священником. Однако сколько бы мы не готовились к Причастию – достойно подготовиться не можем. И лишь взирая на сокрушенное и смиренное сердце, Господь по Своей любви принимает нас в Свое общение.

Может ли православный христианин причаститься в какой-либо инославной церкви?

–           Нет, только в Православной Церкви.

–           Без Исповеди могут причащаться только дети до 7 лет. С 7-летнего возраста детей причащают после Исповеди.

При подготовке к причащению на сплошной седмице разреша­ется вкушени скоромной пищи. В это время подготовка к причащению заключается в покаянии, примирении с ближними и чтении молитвен­ного правила ко Причащению.

Причащение на Пасху является целью и радостью для каждого православного христианина. Вся святая Четыредесятница готовит нас к причащению в Пасхальную ночь: «возведемся к покаянию, и чув­ства очистим, к нимже брань, вход поста творяще: надеждею благодати сердце извествующе, не брашны, в нихже не пользовашася ходившии.

Предлагаем ознакомиться  Камень голубой топаз: свойства и кому подходит по зодиаку

Преп. Никодим Святогорец говорит: «те, кто хотя и постятся перед Пасхой, но на Пасху не причащаются, такие люди Пасху не празднуют… потому что эти люди не имеют в себе причины и пово­да праздника, которым является Сладчайший Иисус Христос, и не имеют той духовной радости, которая рождается от Божественного Приобщения».

Когда христиане стали уклонятся от причащения на Светлой Седмице, то отцы Трулльского Собора (т.н. Пято-Шестого Собора) 66-м правилом засвидетельствовали изначальное предание: «от святого дня Воскресения Христа Бога нашего до недели новой, во всю седмицу вер­ные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и святыми тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся».

Таким образом, причащение на Пасху, в дни Светлой Седми­цы, и вообще на сплошных седмицах не возбраняется никому из право­славных христиан, кто может быть допущен ко Святому Причащению в другие дни церковного года.

Святое таинство причащения совершается на Богослужении, которое называется Евхаристией (в переводе с греческого — Благодарение), или Литургией (в переводе с греческого — общее дело, то есть дело Бога и людей).

причастие в церкви

В 4-м веке, после гонения на христиан, свят. Василий Великий написал для всех церквей чин Литургии, а свят. Иоанн Златоуст немного сократил его. В основу этого чина была положена Литургия ап. Иакова, брата Господня (первого епископа Иерусалимского). 10 раз в году служат Литургию Василия Великого, в среду и пятницу Великого поста — Литургию преждеосвященных Даров свят. Григория Двоеслова, в остальное время служат Литургию Иоанна Златоуста.

причастие в церкви
Василий Великий и Иоанн Златоуст

В Евхаристическом действии, которое происходит в вечности, Христос одновременно является Богом (которому приносится Жертва), самой Жертвой — Агнцем (Он Сам Себя приносит в жертву за грехи всего мира) и Архиереем-Жрецом (который приносит Жертву).

Св. Дионисий Ареопагит говорил, что это особое вневременное воспоминание о жизни Христа на Литургии не подчиняется логике бытия. Здесь вспоминают прошлое, настоящее и будущее как уже бывшее и вечно длящееся.

В тексте Литургии содержится воспоминание о воплощении, жизни, смерти, погребении, воскресении Христа, о всей истории мира от сотворения до второго пришествия. Литургия делится на три части:

  • проскомидия,
  • Литургия оглашенных,
  • Литургия верных.

1) Проскомидия

Проскомидия в переводе с греческого — принесение. Древние христиане приносили хлеб и вино для совершения Таинства. В настоящее время церковные служители на пожертвования прихожан покупают вино и пекут просфоры из квасного теста (просфора — в переводе: приношение). На Агничной просфоре ставят печать с крестом и буквами «ИС ХР» и «НИ КА», что значит Иисус Христос побеждает (Христос — победитель греха, смерти и диавола).

исповедь

В алтаре на специальном столе — жертвеннике совершается проскомидия из пяти просфор по числу евангельских пяти хлебов, которыми Господь насытил пять тысяч человек (Мк.6;38-44). Вино берут виноградное красное, напоминающее кровь, и смешивают с водой, в воспоминание того, что на Кресте из прободенного ребра Спасителя истекли кровь и вода.

Непосредственно для святой трапезы употребляется одна просфора (Агничная), так как «один хлеб и мы многие — одно тело, ибо все причащаемся от одного Хлеба» (1Кор.10.417).

Благословив начало проскомидии, священник подходит к жертвеннику. На первой (агничной) просфоре он три раза изображает крест со словами: «В воспоминание Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа». Затем из этой просфоры священник вырезает копием срединную кубическую часть и произносит слова пророка Исаии: «Яко овча на заколение ведеся и яко агнец непорочен…» ( Ис.53;7-8).

«Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И видевший засвидетельствовал и истинно свидетельство его» (Ин.19;34). И с этими словами священник вливает в потир (чашу) вино с водой.

Частица, вынутая из второй просфоры, посвящена Богородице. Ее кладут справа от Агнца: предстает Царица Небесная одесную Сына Своего и Царя Христа.

Из третьей просфоры вынимают девять частиц в воспоминание девяти ликов святых: в честь Иоанна Предтечи, ветхозаветных пророков и праведников, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, безсребренников, Богоотец Иоакима и Анны, святителя, имени которого служится Литургия. Эти девять частей кладут на дискос слева от Агнца. В этом таинстве святые больше прославляются через Причастие Спасительной Жертве. А через них и мы больше освящаемся.

Из четвертой просфоры вынимают частицы за живых членов Церкви и кладут ниже Агнца. Из пятой — за усопших членов Церкви и кладут ниже частиц за живых.

причастие в церкви

Затем священник вынимает частицы из малых просфор, которые верующие подают вместе с записками о здравии или упокоении своих близких, и кладет их вместе с частицами из четвертой и пятой просфор. Одновременно служители прочитывают имена поминаемых в записках.

И вот рядом с Агнцем выросла гора частиц — Церковь Небесная и земная, святые и грешные, живые и усопшие, заблудшие и болящие. Здесь великая тайна: Бог посреди людей и Бог посреди богов (святых). Здесь — будущее Царство и откровение Вечной Жизни.

Оканчивая проскомидию, священник исповедует Христа Небесным Хлебом, данным в пищу всему миру. Он молится Богу о всех предстоящих на Литургии и молящихся о данном приношении.

Во время проскомидии на клиросе читают часы: 3-й час (9 час утра) — вспоминаются события (произошедшие в это время суток) — суд Пилата, и позднее — сошествие на апостолов Святого Духа. 6-й час (полдень) — грехопадение Адама и Евы, и позднее — пригвождение Господа ко Кресту.

«Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Этот первый возглас священника переносит верующих из земной реальности к реальности Небесного мира, к Царству Святой Троицы, напоминая нам, что Литургия — это время присутствия Неба на земле.

«Миром Господу помолимся» — так начинается великая мирная ектения, то есть усердное моление в мире, тишине и спокойствии духа, примирившись со всеми, в единомыслии и взаимной любви. Верующие просят Бога о мире всего мира, о благосостоянии святых Божиих церквей, о церковных и светских властях, о храме этом, о городе этом, о стране, о хорошей погоде, о спасении всех людей, о спасении плавающих, путешествующих, больных, страждущих, плененных, об избавлении нас от всякой скорби, гнева и нужды, о христианской кончине и др.

После великой ектении хор поет три антифона: псалом 102 «Благослови, душе моя Господа…», псалом 145 «Хвали, душе моя, Господа…» и евангельские блаженства (Мф.5;3-12). Эти антифоны разделяются на три части (в честь пресвятой Троицы) малыми ектениями: «Паки и паки (еще и еще) миром Господу помолимся…». Церковь следует завету ап. Павла (Кол.3;16): поет псалмы, славословит, благодарит Господа за все его благодеяния и попечение о нас.

В конце пения «блаженств» царские врата открываются, и священнослужитель выходит через северные врата из алтаря на амвон с высоко поднятым Евангелием в руках. Этот малый вход символизирует первый выход Христа на свою проповедь. Смотря на Евангелие, как на самого Христа, верующие поют: «Придите, поклонимся и припадем ко Христу…»

Священник молится, чтобы вместе с ним в алтарь вошли Ангелы, которые помогут оглашенным и всем верным видеть мир в обратной перспективе: то, что мирским людям кажется слабостью (нищета духа, смирение, кротость, милосердие…), на самом деле необходимы для достижения Небесного Царства.

После входа поют тропари и кондаки, отражающие священные события праздника. Затем поют трисвятую песнь: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас». Потом читают Апостол и Евангелие. После Евангелия следует усиленная ектения о всех живых и усопших православных христианах. В это время христиане должны усиленно молиться за своих близких, за которых они подали записки на проскомидию.

Произносятся ектении об оглашенных, чтобы Господь помиловал их, открыл им Евангелие правды и удостоил святого крещения. Затем оглашенных просят выйти из храма: «Елицы (только) оглашенные изыдите». Эти слова и верным должны быть предупреждением: и мы должны подумать о своем недостоинстве, внимать себе и просить у Господа прощения.

Предлагаем ознакомиться  Сон земляника красная крупная

3) Литургия верных

Так как Литургия — это общее дело, то все прихожане сослужат священнику в таинстве Евхаристии молитвой и благодарением. Литургия верных, то есть крещеных, подразделяется на шесть частей.

Посмотрите видео о причастии. Из него узнаете, что такое таинство Евхаристии, увидите, как оно проходит в церкви.

Целью и смыслом нашего земного бытия является ликвидация последствий первородного греха — тленности и смертности. С помощью веры в нашего Спасителя и принятия Его Плоти и Крови мы восстанавливаем в себе первозданного человека, преобразуемся и уподобляемся Христу Богу. «Бренный причащаюся и нетленный сотворяюся» (из последования к святому таинству).

Какими молитвами надо готовиться к Причащению?

—    Для молитвенной подготовки к Причащению существует обычное правило, которое есть в православных молитвословах. Оно состоит из чтения трех канонов: канона покаянного ко Господу Иису­су Христу, канона молебного ко Пресвятой Богородице, канона Ангелу Хранителю и Последования ко Святому Причащению, которое состоит из канона и молитв. Вечером надо также прочитать молитвы на сон гря­дущим, а утром – утренние молитвы.

Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

По благословению духовника это молитвенное правило перед Причащением может быть уменьшено, увеличено или заменено другим.

Можно ли целовать иконы и руку священника после Причастия, делать земные поклоны?

Сразу после причастия нужно поцеловать ребро Чаши со Святыми Дарами; креститься нельзя, чтобы не толкнуть Чашу, и к иконам прикладываться нельзя. А надо подойти к столу, где служители подают приобщившимся теплоту (вино с водой или теплую воду), чтобы прополоскать уста и проглотить эту теплоту, чтобы Тело Христово не осталось во рту. После службы можно целовать крест и прикладываться к иконам.

Нужно прослушать благодарственные молитвы после причастия и горячо поблагодарить Господа за Его Дар. Если в храме эти молитвы не читают, то прочитать их дома. В день принятия святых Даров надо хранить себя от многословия, пустословия, суеты. Читать духовную литературу. Постараться как можно дольше сохранить в себе благодать Святого Духа, чтобы получить действенную помощь в борьбе со страстями.

Св. Иоанн Кронштадский говорил: Не будь неблагодарен, бесчувствен и равнодушен ко Святым Таинам. За чувство благодарности Господь пошлет тебе больше благодати.

Св. Никодим Святогорец советует после приобщения и благодарения побеседовать с Господом со смирением: «Господи, ты видишь мою немощь и видишь, как легко я впадаю в грех и не могу побороть страсть; помоги мне ее побороть или сам вместо меня порази моего врага».

–         Никогда не было ни одного случая, чтобы кто-то заразился че­рез Причащение: даже когда в больничных храмах люди причащаются, никто никогда не заболевает. После Причащения верующих оставшиеся Святые Дары употребляет священник или диакон, но даже во время эпи­демий они не заболевают. Это величайшее Таинство Церкви, данное, в том числе и для исцеления души и тела.

–          После Причастия до запивки следует воздержаться от целова­ния икон и руки священника, но нет такого правила, что причастившиеся не должны целовать в этот день иконы или руку священника и не делать земные поклоны. Важно хранить язык, мысли и сердце от всякого зла.

Как подходить к Причащению?

—    Перед началом Причащения причащающиеся заранее под­ходят ближе к амвону, чтобы потом не торопиться и не создавать не­удобств другим молящимся. При этом надо пропустить вперед детей, которые причащаются первыми. Когда открывают Царские врата и дьякон выходит со Святой Чашей с возгласом: «Со страхом Божиим и верой приступите», надо по возможности сделать земной поклон и сложить руки на груди крестообразно (правая поверх левой).

Подходя к Святой Чаше и перед самой Чашей не креститься, чтобы нечаянно не толкнуть Ее. Приступать к Святой Чаше надо со страхом Божиим и благоговением. Подойдя к Чаше, следует внятно произнести свое хри­стианское имя, данное при Крещении, широко открыть уста, благого­вейно, с сознанием святости Великого Таинства принять Святые Дары и тотчас проглотить.

Для чего нужно причащаться, как это влияет на человека

В любом церковном таинстве христианину Господь подает вспомоществующую благодать. А так как причастие Тела и Крови Христовых является самым главным таинством, то и благодатная помощь, подаваемая в нем, самая большая. Господь совершает за нас тяжелую работу борьбы со страстями, пороками, вредными привычками; очищает нас, готовя к вечной жизни. Очищает наше сердце, чтобы в нем мог жить Он Сам.

В православии действует принцип синергии. Это значит, что Господь действует вместе с человеком. Бог не может нарушать нашу свободу. Он помогает только в том случае, если мы искренне и ревностно намерены исправиться и быть с Богом. Для этого нужна внимательная и искренняя молитва к Господу. Будем учиться молиться, каяться и причащаться, и Господь нам, немощным, будет подавать Свою помощь.

Святое причащение Христовых Таин попаляет грехи, в которых человек покаялся, исцеляет и освящает того, кто подвизается, кто хочет очиститься от страстей. Входя в наше сердце таинственно, Христос выгоняет оттуда лукавых духов и освобождает нас от прежде бывших грехов.

Если будем к себе внимательны, то в следующий раз после великого таинства Христос еще больше просветит ум наш и победит другие наши раскаянные грехи. Сами со своими страстями мы справиться не сможем, потому что Христос сказал: «Без меня не можете делать ничего» (Ин.15;5). Для того Христос и пришел на землю, чтобы взять на себя грехи мира.

Преп. Антоний Оптинский говорил: Очень спасительно питать свою душу нетленным святым Хлебом. Если человеку случится умереть в тот день, в который он приобщился Христовых Таин, то ради Тела и Крови Христа святые Ангелы берут его душу и благополучно проносят через все воздушные мытарства.

Если мы будем иметь в своем сердце печать Крови Агнца, то Ангелы смерти пройдут мимо нас и поразят только тех, которые не имеют этой печати. Так же, как и древних евреев спасла кровь агнца на косяках их дверей, и Ангел смерти прошел мимо их домов, поразив только египетских первенцев. (См. Пасха)

Христос говорит:» Ядущий Мою Плоть и пиющий мою Кровь пребывает во Мне и Я в нем, и он имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день.» (Ин.6;48-58). После этих слов многие ученики отошли от Христа, потому что не могли вместить в себя эти слова.

Как учат святые отцы Церкви, покаянием омываются наши греховные раны, а благодатью приобщения они заживляются, как целебным бальзамом, врачующим лекарством.

Как часто надо причащаться?

—           Многие святые отцы призывают причащаться как можно чаще.

Обычно верующие исповедуются и причащаются во все четыре многодневных поста церковного года, в двунадесятые, великие и хра­мовые праздники, в воскресные дни, в дни своих именин и рождения, супруги – в день их венчания.

Частота участия христианина в Таинстве Причащения устанав­ливается индивидуально по благословению духовника. Более употреби­тельно – не реже двух раз в месяц.

–           Некоторые христиане причащаются крайне редко, мотивируя это своим недостоинством. На земле нет ни одного человека, достойно­го Причащения Святых Христовых Таин. Сколько бы человек не старал­ся очистить себя перед Богом, все равно он не будет достоин принятия такой величайшей Святыни, как Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

Бог даровал людям Святые Христовы Тайны не по их достоинству, а по великой Своей милости и любви к падшему Своему созданию. «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. 5:31). Принимать Святые Дары христианин должен не как награду за свои духовные под­виги, а как Дар Любящего Отца Небесного, как спасительное средство освящения души и тела.

Предлагаем ознакомиться  Шепотки на быстрые деньги

Каковы правила молитвенной подготовки к прича­щению?

Если родители первый раз хотят причастить своего ребенка, крещеного в православной церкви, они должны проконсультироваться с духовником (священником). Подготовка ребенка к таинству имеет свои особенности и должна учитывать возраст, степень воцерковленности, здоровье. На ребенке обязательно должен быть крестик.

Детям до 3-х лет перед приобщением поститься необязательно. Начиная с 3-летнего возраста по традиции детей постепенно приучают к воздержанию от пищи и питья в день святого причастия. Обычно, малыши легко привыкают к этому. К 7-ми годам ребенок уже должен привыкнуть соблюдать евхаристический пост (полное воздержание в день приобщения, начиная с полуночи).

Сначала подходят к Чаше дети, потом — взрослые. Грудных младенцев кладут на правую руку лежа, чтобы батюшке было сподручнее кормить правой рукой. Малышей после года сажают на правую руку. Малыши после 3-х лет складывают ручки на груди крестообразно, правая поверх левой (это символ кротости, как ягнята). Когда батюшка говорит «Причащается раб божий», ребенок должен назвать свое имя в крещении (или родитель за него называет).

Надо приучать ребенка подходить к Чаше с благоговением (страхом Божиим), не разговаривать и не крутиться по сторонам. За неблагоговение Господь может наказать ребенка. В нашем храме был такой случай: три девочки лет 11 стояли перед Чашей, ожидая своей очереди, и болтали, смеялись и крутились возле подсвечника; и у одной девочки загорелись волосы (у нее был пышный хвост сзади). Хорошо, что учительница подбежала и потушила.

Приобщившись, ребенок должен поцеловать край чаши (как прободенное ребро Спасителя), а на головку грудничка батюшка сам прикладывает Чашу. Главное, не креститься, не делать резких движений, чтобы не толкнуть Чашу. Частичку таинства ребенок должен проглотить и подойти к столу, где дают водичку для запивания и кусочек просфорки.

Если вещество таинства случайно попадет на одежду, или если ребенок срыгнул причастие, то надо обязательно сказать об этом батюшке и сделать так, как он скажет. Обычно этот кусок одежды вырезают и сжигают.

Грудных младенцев можно приносить на службу непосредственно к причастию. Мамам, которые сами готовились к таинству, батюшки обычно благословляют приобщаться вместе с детьми, хотя на службе они не стояли.

К молитве на Литургии ребенка надо приучать постепенно, сколько он сможет выстоять, чтобы и его не утомить, и молящимся в храме не доставлять беспокойства. Лучше выйти во двор и там погулять до начала Святой Трапезы.

Приобщая своих детей, родители и сами должны стараться приступать к Святым Таинам, показывая этим пример своим чадам. Семья — это малая церковь, где люди вместе идут к Богу и приобщаются от одной Чаши.

–           Если ребенок не способен спокойно находиться в храме всю службу, то его можно принести ко времени Причащения.

–           Этот вопрос решается индивидуально по совету со священ­ником.

Маленьким детям перед Причастием дают есть и пить по не­обходимости, чтобы не наносить ущерба их нервной системе и теле­сному здоровью. Детей постарше, с 4-5-летнего возраста постепенно приучают к причастию натощак. Детей с 7-летнего возраста приучают, помимо к причастию натощак, еще и к подготовке ко причастию посредством молитвой, поста и исповедт, но конечно в весьма облегченном варианте.

Взрослым людям в некоторых исключительных случаях благо­словляется причащаться не натощак.

Объем молитвенного правила перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Для чад Русской Православной Церкви он должен быть не меньше имеющегося в наших молитвословах Пра­вила ко святому причащению, включающего в себя три псалма, канон и молитвы перед причащением.

Существует, кроме того, благочестивая традиция чтения трёх канонов и акафиста перед принятием Святых Христовых Таин: канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу, канона к Богородице, канона Ангелу-хранителю.

Достойны ли мы, грешные, часто причащаться?

–           Об обязательности причащения для всех верующих в Него говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).

Не причащающийся Святых Таин лишает себя источника жиз­ни – Христа, ставит себя вне Его. Человек, который ищет в своей жизни соединения с Богом, может надеяться, что будет с Ним и в вечности.

–           Никто и ни в каком случае в один и тот же день не должен дважды причащаться. Если Святые Дары преподают из нескольких Чаш, принимать их можно только из одной.

–         День Причащения – это особый день в жизни христианина, когда он таинственным образом соединяется со Христом. В день Свято­го Причащения вести себя следует благоговейно и благочинно, чтобы не оскорбить своими поступками святыню. Благодарить Господа за великое благодеяние. Эти дни надо проводить как великие праздники, насколько возможно посвящая их сосредоточенности и духовному деланию.

–           Причащают всегда в воскресение утром, а также, в остальные дни, когда служится Божественная Литур­гия. Смотрите расписание богослужений в вашем храме. В нашем храме Литургия служится каждый день, кроме периода Великого поста.

В период Великого поста в некоторые будничные дни, а также, в среду и пятницу на Масленице, Литургии не положено

–           Соборование не отменяет Исповедь. Исповедь нужна. Грехи, которые человек осознает, обязательно должны быть исповеданы.

–           Можно. Беременным желательно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к Причащению покаянием, исповедью, мо­литвой и постом, который для беременных ослабляется.

Воцерковление ребенка желательно начинать с того момента, как родители узнали, что у них будет дитя. Еще в утробе матери ребенок воспринимает все, что происходит с мамой и вокруг нее. В это время очень важно участие в Таинствах и молитва родителей.

–           Родственники больного должны предварительно договорить­ся со священником о времени Причащения и посоветоваться о том, как подготовить больного к этому Таинству.

–           В период Великого поста детей причащают по субботам и воскресениям. Взрослые, помимо субботы и воскресения, могут причащаться по средам и пятницам, когда служится Литургия Преждеосвященных Даров. В понедельник, вторник и четверг в Великий пост Литургии не положено, за исключе­нием дней великих церковных праздников.

Причастие в церкви: что это такое, как подготовиться, как проходит таинство

–           На Литургии Преждеосвященных Даров в Чаше содержится только благословленное вино, а Кровью Христовою заранее пропитаны частицы Агнца (Хлеба, преложенного в Тело Христово). Так как мла­денцев, в силу их физиологии, невозможно причастить частицей Тела, а Крови в Чаше нет, то их за Преждеосвященной Литургией и не при­чащают.

Можно ли причаститься после Соборования без Ис­поведи?

Обязательная исповедь перед причастием канонами Церкви не регламентируются. Исповедь перед каждым причащением является русской традицией, вызванной крайне редким причащением христиан в синодальный период истории Русской Церкви.

Для тех, кто пришел в первый раз или с тяжкими грехами, для новоначальных христиан исповедь перед причащением обязательна, так как для них частая исповедь и наставления священника имеют важное катехизическое и пастырское значение.

В настоящее время «должна поощряться регулярная исповедь, но не от каждого верующего следует требовать непременной испо­веди перед каждым причастием. По согласованию с духовником для лиц, регулярно исповедующихся и причащающихся, соблюдающих церковные правила и установленные Церковью посты, может быть установлен индивидуальный ритм исповеди и причастия» (митропо­лит Иларион (Алфеев)).

Можно ли вкушением крещенской воды с артосом (или антидором) заменить Причастие?

–           Это ошибочное мнение о возможности замены Причастия крещенской водой с артосом (или антидором) возникло, возможно, из- за того, что людям, которые имеют канонические или иные препятствия к Причащению Святых Таин, разрешается для утешения употреблять крещенскую воду с антидором. Однако это нельзя понимать как равно­значную замену. Причастие ничем заменить нельзя.