Тайна имени

Хорс славянский Бог солнечного света и покровитель земледелия

Слово “хорс” имеет тюркские корни и в переводе означает “солнце”.

Одна из легенд происхождения бога Хорса гласит что славяне позаимствовали данное имя с других народов тюркских корней созвучное со словом «хор» или «хур» имеющее перевод «солнце».

По другой версии имя было известно издревле еще до появления этих народов и означает круг, произошло от слова «хоро» или «коло». Согласно данной точке зрения от имени Хорс и произошли хоровод, хорошо. На данное происхождение имени указывает и мировидение древних народов где все цикличное: рождение и смерть, смена дня и ночи, движение времен года, как впрочем и самих лет.

Откуда появился Хорс на данный момент выяснить не удается. Возможно это пришедший образ с других племен. Но с большей вероятностью можно сказать что он относится к древним славянским богам зародившимся в момент появления нашей вселенной. Именно от последней версии мы и будем отталкиваться в данной статье.

Этимология имени

Согласно наиболее распространённой версии, имя Хорса происходит из иранских языков — ср. авест.hvarə xšaētəm, пехл.xvaršêt, перс.xuršēt‎ «сияющее солнце», осет.хур «солнце». По мнению Макса Фасмера, данная этимология «не лишена фонетических трудностей»[1]. Некоторые современные исследователи предлагают исконно-славянскую этимологию[2].

Б. А. Рыбаков связывает происхождение Хорса с древнескифским (сколотским) периодом, тогда как В. В. Седов ограничивает иранское (скифо-сарматское) влияние на антов периодом черняховской культуры (II—IV века).

По данным источников

По сообщению Повести временных лет, год 980, князь Владимир I Святославич «постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна… и Хърса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь», однако уже Синопсис Хорса в числе богов, чтимых Владимиром, не упоминает.

Кто такой бог хорс

Хорс упоминается и в других памятниках, например, в «Хождении Богородицы по мукам» говорится, что люди «богы прозваша солнце и месяц, землю и воду… Трояна, Хърса, Велеса, Перуна на богы обратиша»[3]. В «Слове об идолах» русский книжник XII века писал, что язычество отступило на «окраины», где продолжали молиться старым богам, но делали это тайно: «…и ныня по украинам их молятся проклятому богу их Перуну, Хорсу и Мокоши и вилам, но творят акы оттай»[4].

Предлагаем ознакомиться  Неусыпаемая псалтырь: что это такое, значение и чудесные свойства молитвы, в каких храмах можно заказать

Упоминание здесь «Хорса-жидовина» (то есть еврея, иудея) дало повод для спекуляций на тему заимствования этого божества у хазарского гарнизона в Киеве, предположительно состоявшего из ираноязычной хорезмийской гвардии, поскольку правящая верхушка Хазарского каганата исповедовала иудаизм[7], эллинами же на Древней Руси называли язычников. По мнению Б. А.

Успенского, поддержанному М. А. Васильевым[8], языческие религии разных народов не различались в глазах русских книжников, они полагали наличие единой языческой, неправославной культуры[9]. Свою версию о «национальной принадлежности» божеств в этом отрывке выдвинул В. Й. Мансикка: «Быть может, в сознании автора этого вопросо-ответа Перун отождествлялся с Аполлоном, а Хорс — с ветхозаветным Нахором, который, действительно, в других списках заменяет Хорса»[10].

Неясно то, является ли связь в данном отрывке Перуна и Хорса с функциями грома и молнии чисто случайной, или осмысленной переводчиком. М. А. Васильев полагает, что связь не случайна — связь Перуна с громом и молниями всем известна, а добавление Хорса, которого он считает богом солнца, может объясняться тем, что солнце в Древней Руси по некоторым данным считалось источником молний[11].

В «Слове о полку Игореве» говорится, что Всеслав Брячиславич «въ ночь влъкомъ рыскаше: изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя, великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше». Первые издатели не поняли этого места, оставив «Хръсови» без перевода («по ночам как волк рыскал из Киева и до Тмуторокани»), затем В. А.

Жуковский перевел его как Херсон, а Д. Н. Дубенский — как Хазария или Корсунь. П. Г. Бутков предположил, что «Хръсови» поставлено по ошибке переписчиков вместо «Днѣпрови», не допуская ещё, что речь идет о Хорсе, бывшем, по его мнению, «славянским Фебом». Наконец, в 1840 г. анализ фонетических, этимологических характеристик слова «Хърсъ» в сочетании с сопоставлением аналогичных мотивов в фольклоре других народов привели П. И.

Прейса к выводу о том, что во фразе «великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше» слово «Хорс» может «значить только: солнце. Прежде нежели оно успело подняться, прежде нежели петухи начали петь, Всеслав уже был в Тмутаракани». При этом, по мнению Прейса, в Слове «Хорс есть не просто солнце, но лицо мифологическое», и подобная идея «очень обыкновенна в понятиях народов арийских»[12] По мнению российского религиоведа А. А.

Бескова, версия о солнечной природе Хорса держится, фактически, лишь на его иранской этимологии. Исследователь реконструирует обширный пласт древней восточнославянской мифологии, в котором сопряжены солярный, лунарный, близнечный культы, а также культы коня, волка, свадебная обрядность. С его точки зрения, Хорс и Дажьбог могли быть божественными близнецами, подобно древнеиндийским Ашвинам или древнегреческим Диоскурам, из которых один мог соотноситься с солнцем, а второй с луной.[13].

Предлагаем ознакомиться  Сон коса из волос

Бог Хорс в искусстве

В романе Юрия Никитина «Артания» главный герой ищет осколки меча бога Хорса.

Атрибуты Хорса

  • Подношение: блины, кутья, подковы, мед, кисель, яйца.

  • Дерево клен. Дерево Хорса хранит зрелую любовь и бережет домашний очаг. Клен обладает очистительной силой, подвесив его над дверью можно обезопасить жилье от зла, а положив под подушку отменить приворот или «остудить» любовный пыл направленный за пределы семьи.

  • День недели: вторник либо воскресенье (данные по разным источникам разнятся).

  • Металл: серебро червонное;

  • животные: кони.

  • Природное явление — солнечный свет.

  • Стихия: огонь.

Примечания

  1. Фасмер М.Этимологический словарь русского языка
  2. Borissoff C. L. Non-Iranian origin of the Eastern-Slavonic god Xŭrsŭ/Xors // Studia Mythologica Slavica. — 2014. — Vol. 17. — P. 11—12.
  3. Виноградова. Словарь. Л., 1984. Вып. 6. С. 129.
  4. Рыбаков Б. А. Трактат, написанный на корабле // История и культура античного мира,- М.: “Наука”, 1977 – c. 185-188
  5. О данном источнике см. Беседа трёх святителейАрхивировано 10 ноября 2013 года. // Интернет-портал Пушкинского дома
  6. Цит. по: Мансикка В.Й. Религия восточных славян. М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005. С. 164.
  7. Топоров В. Н. Еврейский элемент в Киевской Руси // Славяне и их соседи. Еврейское население Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы: Средние века — начало Нового времени. М., 1993.
  8. Васильев М. А. «Хорс жидовин»: древнерусское языческое божество в контексте проблем Khazaro-Slavica // Славяноведение. 1995. № 2. С. 12-21.
  9. Успенский Б. А. Избранные труды. Т. 1. М., 1994. С. 227.
  10. В. Й. Мансикка. Религия восточных славян. — Москва: Институт мировой литературы, 2005. — С. 164.
  11. Васильев М. А. Указ. соч.
  12. Донесение П. Прейса г. министру народного просвещения, из Праги, от 26 декабря 1840 года // ЖМНП. 1841. Февр. Отд. 4. С 32—37; см. Энциклопедия «Слова о полку Игореве»
  13. Бесков Андрей. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — С. 77—161.
  14. Вундерер И. Д.Путешествие по Дании, России и Швеции с 1589 по 1590 // Щит и зодчий (Путеводитель по древнему Пскову). Псков. Отчина. 1994
  15. М. А. Васильев. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира.. — Москва: Индрик, 1999.
  16. Бесков Андрей. Восточнославянское язычество: Религиоведческий анализ. — Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010. — С. 82—83.

Оберег бога осеннего солнца

Символы Хорса используются в создании оберегов обладающих мощной очистительной силой.

  • Оберег с символом покровителя осеннего солнца помогают рассеять тьму в сложных жизненных ситуациях.
  • Очищает человека от негативной энергии поступающей извне,
  • Помогает обрести душевное равновесие,
  • Дарит хорошее настроение так необходимое в повседневной жизни.
Хорс славянский Бог солнечного света и покровитель земледелия

Оберег Бога Хорса

К обережным символам Хорса относят 3 знака: Огнивец, Колард и Солнцеворот. Кроме того силой солнца обладают клен и руна Эйваз.

Где клен используется для уравновешивания (сглаживание) вспыльчивости и несдержанности характера.

Руна Эйваз ознаменует терпение и неотвратимость перемен. Через преодоление сложных моментов растет духовная сила и обретается знание, мудрость.